г. С-Петербург, ул. Смоленская, д. 33, БЦ "Смоленский"

пн-чт с 09:00 до 17:30 пт с 09:00 до 16:00

Российское изобретение для пожарных - гидрант

Российское изобретение для пожарных - гидрант

Российский инженер и общественный деятель Н.П. Зимин

Если вы спросите у своих знакомых о том, где был изобретён пожарный гидрант, то в большинстве случаев услышите – в Германии, в Англии или в США. Однако на самом деле пожарный гидрант – это изобретение российского инженера и общественного деятеля Н.П. Зимина, что было засвидетельствовано в 1882 году международным патентом.

Начало строительства пожарных водоводов

Первый водопровод появился на территории Российской империи ещё в самом начале XIX века, а именно: в 1805 в Москве. Спустя два года он был подключен в Калуге, а через 41 год – в Нижнем Новгороде. Однако этот факт, если и помог в деле пожаротушения, то очень незначительно, что объяснялось низким давлением в трубах и их малой пропускной способностью. Изобретение же Н.П. Зимина позволяло обеспечить подвод воды к пожарным кранам с давлением, достаточным для успешного тушения пожаров. Так появился гидрант пожарный.

Мост через Яузу – составная часть Мытищинского водоводаПервоначально он представлял собой устройство для забора воды из городского водопровода. Но уже первый участок в системе Преображенского водоканала, на котором через каждые 100-150 метров были установлены подземные пожарные гидранты, показал, что схемы и конструкции обычного городского водопровода не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

Именно поэтому, начиная с 1884 года, Н.П. Зиминым совместно с В.Г. Шуховым, Е.К. Кнорре и К.Э. Лембке разрабатывалась система специального противопожарного водовода, для которого вода подавалась из городских резервуаров на базе бассейна реки Яузы. Непосредственное участие в разработке данного проекта принимал и «отец русской авиации» Н.Е. Жуковский. В 1888 году теоретические исследования были закончены, а в 1892 началось строительство Мытищинского водовода длиною 110 км.

В 1895 году Николай Петрович делает доклад московским властям, в котором при помощи математических выкладок доказывает необходимость строительства нового водопровода в связи со значительным ростом территории города и численности населения. Для изучения наиболее современных на тот момент водопроводных систем Европы и США Зимин получает от города баснословные 115 тысяч рублей и отправляется в командировку почти на три года.

В 1902 прошел запуск в эксплуатацию Москворецкого водовода, а в 1905 подобные инженерные сооружения уже существовали в Царицино, Самаре, Рыбинске, Шуе, Тобольске, Тамбове и Перми.

Работы по усовершенствованию противопожарной системы Зимина

Модель Зимина, установленная в США в наши дниНиколай Петрович Зимин на протяжении всей жизни занимался усовершенствованием работы водоводов в целом и противопожарного сегмента в частности. Так, если в 1882 году запатентованная им конструкция водовода, включающая в себя непосредственно пожарную колонку, а также заслонки, клапаны, подставки под гидрант и наружную пожарную лестницу, позволяла подавать примерно 50 вёдер воды в минуту, то уже в 1886 году этот показатель увеличился в шесть раз. Это позволило тушить даже сложные возгорания за короткий срок.

Следует отметить, что конструкция пожарного гидранта Зимина оказалась столь удачной, что его производство является актуальным до сих пор во всём мире. Без каких-либо изменений он впервые был установлен в городе Провиденс (США). Со временем эти гидранты получили небольшое конструктивное изменение и после исключения разгрузочного клапана прошли российскую стандартизацию (ГОСТ 8220).

На сегодняшний день в отечественном производстве такой гидрант известен как «подземный пожарный гидрант ПГ-5». Официальное же международное название данной конструкции – «пожарный гидрант московского типа».

23 февраля 2015 г.